Система вентиляции в супермаркете: стандарты, нормативы, принципы установки
Вентиляционная система для современного супермаркета крайне важна. Покупателю приятно ощущать прохладу и чистоту воздуха, для персонала создаются оптимальные условия труда, а для оборудования товара – лучшие условия хранения, исключающие преждевременную порчу и выход из строя. Чтобы добиться столь эффективной работы вентиляционной системы, необходимо соблюдать установленные стандарты на всех стадиях работы с ней, от проектирования до монтажа.
Общие требования
Основной набор требований выглядит следующим образом:
-
Вентиляционная система супермаркета или другого предприятия торговли должна принимать во внимание не только площадь помещения, но и примерное число посетителей, которые могут одновременно находиться в нем.
-
Приточно-вытяжные вентиляционные комплексы должны обеспечить равенство между объемами выводимого наружу воздуха и воздушных масс, попадающих внутрь помещения. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами, температура воздуха, показатель его влажности, скорость движения воздушных масс, кратность воздухообмена – все должно отвечать нормам, зафиксированным в СНиП. Не допускается также превышение ПДК опасных веществ.
-
В том случае, если климатические условия региона предполагают зимние температуры в минус 15 и менее градусов, в тамбуре требуется монтаж тепловой завесы. Она становится частью вентиляционного комплекса, снижает потерю тепла объектом, исключает формирование сквозняков, не дает попасть внутрь пыли.
-
В том случае, если супермаркет находится в здании не торгового, а другого назначения, к примеру, в жилом доме, то в нем используется независимый вентиляционный комплекс, выполненный по специально разработанному проекту.
-
Если в супермаркете продаются не только продукты питания, но и товары промышленной группы, вентиляционные системы, работающие в различных залах, характеризуются особыми параметрами, учитывающими тип реализуемого продукта.
-
На складах, в кладовых оборудуется отдельная вентиляционная система. Рециркуляция воздушных масс в зале, где реализуется бытовая химия.
-
При расположении супермаркета на цокольном этаже или под землей, для него оборудуется вентиляция приточно-вытяжного типа, обеспечивающая подачу не менее 30 кубометров воздуха ежечасно для одного покупателя, и не менее 60 – для сотрудника.
Классификация вентиляционных систем для супермаркетов
В магазинах должны использоваться исключительно системы высокого уровня эффективности, обеспечивающие обработку воздушных масс, повышающие их качество. Повышение эффективности достигается за счет установки следующего оборудования:
-
Принудительные механизированные комплексы, работающие на приток или вытяжку. Они могут работать как постоянно, так и периодически, в зависимости от конкретных потребностей. Современный комплекс автоматически корректирует производительность, к примеру, в ночное время переходит на пониженную мощность. Также система учитывает текущий уровень углекислоты в воздухе, показатель влажности, соответствующим образом корректируя производительность.
-
Обособленные приточно-вытяжные блоки могут обслуживать отдельные небольшие магазины, либо павильоны (бутики), площадь которых не превышает 200 квадратных метров.
-
Приточно-вытяжные вентиляционные комплексы с функциями рекуперации, подогрева и охлаждения воздуха, должны использоваться в магазинах, площадь которых не более 400 квадратных метров.
-
Крупным торговым блокам, отдельным этажам супермаркета или даже всему зданию может потребоваться централизованный комплекс обработки воздуха. Производительности достаточно для обслуживания объекта площадью даже в 2500 квадратных метров и более.
Получается, что небольшой торговой точки достаточно компактной установки, работающей на приток и вытяжку, смонтированной в подсобном помещении или под потолком. Для охлаждения объектов площадью менее 400 квадратов допустимо использование сплит-систем или кондиционеров, обслуживающих сразу несколько зон.
Крупный супермаркет, в свою очередь, нуждается в современном комплексе, обеспечивающем не только вентиляцию, но и очистку воздуха, его фильтрацию.
Одна современная система может обеспечивать различные микроклиматические условия в разных зонах одного объекта.
Принципы проектирования
Для того, чтобы составить проект, необходимо принять во внимание следующие моменты:
-
особенности здания и материалов, используемых в его конструкции;
-
особенности планировки, расположения помещений;
-
количество этажей;
-
ориентация сооружения по сторонам света;
-
особенности реализуемой продукции, используемого торгового оборудования;
-
предполагаемое максимальное количество посетителей, которые могут оказаться в магазине одновременно;
-
рабочий график;
-
требования к оформлению интерьера.
Получение разрешений в контролирующих инстанциях
Как и любой коммерческий объект, супермаркет обязан соответствовать определенным требованиям, установленным органами пожарной охраны и другими инстанциями. При проектировании и монтаже вентиляционной системы очень важно учитывать все эти требования. В случае несоответствия высока вероятность штрафных санкций, вплоть до временной приостановки деятельности коммерческого учреждения.
Функциональные решения
Одно из лучших решений для крупного супермаркета – руфтоп, моноблочная установка, монтируемая на крыше. Руфтоп – полноценный комплекс, осуществляющий не просто вентиляцию, но обработку воздушных масс, их нагрев, охлаждение, очистку.
Для управления используется основной пульт управления. Специалист торгового учреждения может выставить необходимую температуру, скорректировать расход воздуха, настроив позицию заслонок.
Хорошо зарекомендовала себя и схема, главное звено которой – центральный кондиционер. Кондиционер располагается в оборудованном техническом помещении, а дополнительные звенья, насосный комплекс и чиллер – на крыше. Обработанные воздушные массы распределяются по помещениям по сети вентиляционных каналов. Допускается как ручное управление системой, так и ее полная автоматизация.